Рекомендации для классных руководителей по работе с детьми-сиротами.
1.Изучить личные дела поступивших учащихся-сирот и индивидуальные особенности, влияющие на процесс адаптации.
2.Начиная работу с учащимися-сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна педагогическая поддержка, но не стимулирование зависимости от окружающих людей. Проблемы учащихся можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих. Сама жизнь вынуждает искать пути решения социальной адаптации сирот.
3.Познакомить с традициями учреждения образования, нормами взаимоотношений в нём, основными правами и обязанностями учащихся и педагогов.
Важно, чтобы ребята поняли, что эти нормы едины для всех.
4. Необходимо проводить индивидуальные беседы с учащимися. Во время бесед необходимо создать комфортную обстановку и сформировать доверительные отношения. Можно использовать фразы : «Как хорошо, что мы с тобой здесь встретились», «Я рада тебя здесь видеть», «Надеюсь, что наш разговор будет полезен для тебя, и ты из этой ситуации выйдешь», « Какая твоя версия выхода из ситуации», «Я тебя понимаю», « Я думаю, что ты справишься с этим, а как ты считаешь?» и т.д. В процессе беседы с такими учащимися хорошо стимулировать процесс рефлексии.
5. Оказывать помощь учащимся-сиротам в организации быта в общежитии.
6. Контролировать проведение свободного времени, соблюдение режима.
7. Оказывать помощь в налаживании дружеских связей в группе.
8.Проводить работу с учащимися по становлению здорового образа жизни и профилактике противоправного поведения
9.Приобщать к участию в мероприятиях, проводимых в группе.
10.Изучать культурно-бытовые отношения в коллективе.
11.Создавать условия для занятий по самоподготовке, разумной занятости в свободное время (посещение кружков, спортивных секций, читального зала, просмотр телепередач и др.)
12. Оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь учащимся в период адаптации (адаптационный тренинг, коррекционные занятия, тренинг общения, занятия по подготовке к самостоятельной жизни, тренинг ответственного поведения и др.).
13. Взаимодействие с заинтересованными в жизни учащихся лицами (опекунами, приёмными родителями, родственниками, друзья и др.)
14. Взаимодействие всех участников воспитательного процесса для обеспечения непрерывности адаптации.
|